Модуль: Циклы. Цикл с параметром (for)


Задача

1/17

Циклы в программировании

Теория Нажмите, чтобы прочитать/скрыть

Представим ситуацию, когда нам надо вывести на экран одно и тоже слово, допустим слово "HELLO", 10 раз. Как нам поступить?
Можно взять и 10 раз написать команду writeln('HELLO');

А что если, надо не 10 раз, а 20, 30, 40 раз?, а если 200 раз? В этом случае копирование займет очень много времени. А если, необходимо, чтобы пользователь мог сам выбирать, сколько раз ему вывести на экран информацию? 

Чтобы справиться с такой задачей, нам поможет специальная конструкция, которая называется ЦИКЛ

Цикл - это алгоритмическая конструкция, в которой некоторая последовательность команд повторяется несколько раз.


В языке программирования Pascal, есть два вида циклов: цикл с переменной (for) и цикл с условием (while)

Начнем знакомство с циклами с первого вида.

ЦИКЛ С ПЕРЕМЕННОЙ ИЛИ С ИЗВЕСТНЫМ ЧИСЛОМ ШАГОВ (FOR)

Очень часто бывает, что мы знаем число повторений каких-либо действий или же м можем число повторений вычислить через известные нам данные. В некоторых языках программирования есть команда, которая на русском языке звучит как ПОВТОРИ (число раз) - то есть мы можем указать точное число повторений. 

Интересно проследить как работает этот цикл на машинном уровне:
1. в памяти выделяется определенная ячейка памяти и в нее записывается число повторений,
2. когда программа выполняет тело цикла один раз, содержимое этой ячейки (счетчик) уменьшается на единицу.
3. выполнение цикла заканчивается, когда в этой ячейке будет нуль.

В язывке программирования Pascal, нет такой конструкции, а есть конструкция for.  

Общая форма записи оператора цикла for выглядит следующим образом:

for *начальное значение* to *конечное значение* do
begin
      /*один оператор или блок операторов - тело цикла*/;
end;
Данная конструкция требует, чтобы мы
1. явно выделили ячейку памяти, которая будет являться счетчиком, и задать ей начальное значение
2. указали, как будет менять значение в данной ячейке.
3. прописали условие, при котором тело цикла будет выполняться

В практической части мы попробуем вывести на экран слово Hello 10 раз. А в дальнейших задачах разберем данную конструкцию подробнее.

Задача

Приведенная ниже программа выводит на экран слово Hello 10 раз.
Обратите внимание, мы выполнили 3 необходимых действия

1. явно выделили ячейку памяти, которая будет являться счетчиком и положили в нее начальное зеначение  - i := 1 
2. указали, как будет менять значение в данной ячейке  - to - после выполнения тела цикла, значение переменной i увеличится на 1
3. прописали последнее значение, при котором тело цикла будет выполняться - 10   - тело цикла (команда writeln) будет выполняться, пока значение в переменной i меньше либо равно 10

ЗАПУСТИТЕ ПРОГРАММУ, УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ОНА ВЫВОДИТ НА ЭКРАН СЛОВО "Hello" 10 раз