Рассмотрим понятие переменной. Для понимания удобно представлять переменную в виде «коробочки», в которую можно класть то или иное значение. Каждая переменная имеет две характеристики: тип данных и значение.
Рассмотрим понятие переменной на примере. Пусть нам известно, что машина едет со скоростью 90 км/ч на протяжении 8 часов. Необходимо найти путь машины. Чтобы это делать при различных значениях числовых параметров, удобно использовать три переменные: v, t и s а затем в переменной ss сохранить вычисленную длину пути:
int v, t, s;
v = 90;
t = 8;
s = v * t;
В языке C++ есть ограничения на значения чисел, которые можно хранить в различных типах данных. Так, есть специальный тип данных long long, в котором можно хранить числа бо́льшие, чем в рассмотренном в примере типе int. Ограничения типов int и long long представлены в таблице.
Тип данных
|
Ограничения на значение
|
Примерное ограничение для оценки
|
int
|
[−231;231–1]
|
[−2⋅109;2⋅109]
|
long long
|
[−263;263–1]
|
[−9⋅1018;9⋅1018]
|
Для хранения вещественных чисел используется тип данных double. Например:
double x = 1;
double y = 0.01235;
Можно примерно описать способ хранения вещественных чисел в языке C++ с помощью двух параметров (каждый является целым числом): значения числа, начинающегося с первой ненулевой цифры, а также степени десятки, на которую надо домножить это число, чтобы получить нужную нам десятичную дробь (реальное представление использует двоичную систему счисления). В С++ у типа данных double будут корректно храниться примерно первые 15 десятичных значащих цифр.
Для того чтобы создать переменную, в которой мы будем хранить строку, необходимо подключить библиотеку string:
#include <string>
Теперь внутри функции main мы можем создать переменную S типа string:
string S = "Cat";
Важно называть переменные таким образом, чтобы было понятно, что именно в них хранится. Например, переменную, в которой хранится количество чего-либо, хорошо назвать count или сокращённо cnt. Хорошим тоном считается использовать для именования переменных английские слова.
Также можно вводить значения переменных из консоли с помощью потока ввода cin. Например, задачу с вычислением пути можно переформулировать таким образом: скорость и время поездки вводятся с консоли, а итоговый путь также необходимо вывести в консоль. Напишем решение такой задачи и будем при этом использовать более понятные названия переменных:
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
int carSpeed;
int time;
cin >> carSpeed >> time;
int dist = carSpeed * time;
cout << dist;
return 0;
}
Также рассмотрим пример программы, которая здоровается с нами: из консоли программа получает некоторую строку (<имя>) и выводит в консоль сообщение Hello <имя>.
#include <iostream>
#include <string>
using namespace std;
int main()
{
string s;
cin >> s;
cout << "Hello " << s;
return 0;
}
Можно переписать данную программу с помощью сложения строк:
#include <iostream>
#include <string>
using namespace std;
int main()
{
string s;
cin >> s;
cout << "Hello " + s;
return 0;
}